Пространство и форма
Главная Статьи и Медиа 3d анатомия человека Пространство и форма
Пространство и форма

О внешних формах, пространственных построениях и 3d референсах.

Что является основным справочником для художника? Это, конечно же, натура.
А если работаешь по памяти или по представлению?
Даже при работе не с фото, а с живой натурой, механическое срисовывание чревато ошибками. Если же надо создать образ в воображении и донести его до зрителя, то одних художественных способностей маловато будет… нужны знания, опыт… и референсы...



 

Вы решили нарисовать, вылепить или смоделировать человека. Что ж, похвальное решение, тем более, что с кондачка к этой проблеме не подойдёшь. Поставив перед собой цель изобразить человека, мы должны иметь не только определённую техническую подготовку, чтобы не мучиться со средствами воплощения наших идей, но и некоторые справочные материалы,  чтобы облегчить это воплощение.

Что является основным справочником для художника? Это, конечно же, натура. А если работаешь по памяти или по представлению? Даже при работе с живой натурой, механическое срисовывание чревато ошибками, если же надо создать образ в воображении и донести его до зрителя, то одних художественных способностей маловато будет… нужны знания, опыт… и референсы. Референсы это и есть справочные материалы, такие как фотографии, анатомические атласы, муляжи и т.п. С появлением компьютеров и, главное, Интернета, вопрос с референсами решается достаточно просто. Теперь у начинающего художника другая проблема — проблема выбора…

За века скопилось громадное количество справочных материалов и учебных пособий, но от этого научиться изображать человека не стало проще. Проблемы всё те же — даже имея определённые познания в анатомии, надо верно или правдоподобно передать пропорциональные соотношения частей человеческого тела и умело показать расположение, а так же, взаимодействие его объёмных форм в пространстве. Пропорции и внешние формы это, пожалуй, основные факторы, от которых зависит убедительность изображения для зрителя.

Предлагаю начать изучение пластической анатомии с общей морфологии человеческого тела и методик предварительных построений, упрощающих понимание тех основ, из которых рождается его гармония. Думается, такой порядок обучения (от общего к частному), позволит начать рисовать, лепить или моделировать человека прямо сейчас, и тогда потребность в более глубоком изучении деталей придёт осознанно.

Как уже говорилось выше, без референсов не обойтись.  В этом проекте их будет предостаточно, причём, как привычных картинок и схем, так и 3d анимаций . В силу преимущества 3d графики над двумерной, 3d референсы более наглядны, а, главное, остановив воспроизведение анимации, мы получаем обычную картинку и можем рассмотреть детали…

Итак, начнём с морфологии (формы) и способов упрощения её передачи на начальных стадиях работы по изображению человека.

Вспомогательные построения при работе над изображением помогают осознанно учитывать пространственное и пропорциональное соотношение объёмных форм, не отвлекаясь до времени на детали. Природа избегает острых углов, тем более в человеческом теле, однако, при предварительных построениях, имитация каркаса фигуры, «уплощённые» грани и «заострённые» рёбра могут помочь с определением для формы таких пространственных понятий, как спереди, сзади, сбоку, а так же угол поворота относительно другой формы.

«Обрубовка» — именно та методика, которая не только облегчает понимание гармонии человеческого тела за счёт сознательного упрощения объёмных форм, но при рисовании, помогает и правильно накладывать свет и тени. Теперь, позвольте предложить вашему вниманию первый из 3d референсов, который иллюстрирует эту методику на примере модели головы человека.

Анимация 1. Модель головы человека в стиле " Обрубовка "  

Весьма наглядно, не правда ли? И в рисовании и в 3d моделировании из общей формы получается более детализированная модель или реалистичное изображение, но главное то, что при предварительных построениях, не отвлекаясь на детали, легче выстроить или проверить пропорциональное соответствие и наметить контрольные точки для дальнейшей доработки.

Нельзя не поддаться искушению и не завершить начатое, создав в том же стиле и 3d референс всей фигуры человека.

Анимация 2. Модель фигуры человека в стиле " Обрубовка "

Надо заметить, что поза, в которой стоит (вертится) наш манекен называется «анатомической» и является общепринятой для всевозможных анатомических атласов. Такая поза модели хороша для изучения пропорций и общей морфологии тела, но для изучения особенности функционирования костно-мышечной системы следует поставить модель в более функциональные позы.

3d технологии позволяют слегка оживить этот рубленый манекен. Анимация ниже демонстрирует через имитацию простых движений рук, что мышечные массы, в основном послушно двигаются за костями. Пример достаточно нагляден, несмотря на то, что для реализма не хватает имитации работы остальных мышц плечевого пояса и широчайшей мышцы спины, которые, как мы убедимся, узнав о них поподробнее, тоже участвуют в движениях руки.

Анимация 3. Модель фигуры  человека в стиле " Обрубовка " с простой анимацией движений

Выполняя модель по представлению, начинающий художник руководствуется обычно, именно, своим представлением о том, как должна выглядеть та или иная часть тела, а так же, как она соотносится с другими. На стадии грубой обработки этого достаточно, но перед доработкой деталей, необходимо произвести работу над ошибками. К примеру, на статичном торсе в анимации выше заметно, что контрольные точки мышц брюшного пресса получились намеченными несколько шире «положенного», и это несоответствие канонам необходимо подправить.  Каноны, собственно, для того и нужны, чтобы легче ориентироваться в соответствии или несоответствии составляющих реальной модели, «идеальным» образцам. Каноны складываются из опыта многих поколений художников и оказывают неоценимую услугу новичкам, позволяя значительно ускорить процесс предварительных построений и анализа форм.

На этапе предварительных построений решаются и основные задачи по узнаваемости объекта, в том числе по половым признакам.

Женскую фигуру «огрубить» сложнее, но всё же сделаем это и, поставив рядом с мужской фигурой того же роста, разберёмся с половыми различиями в морфологии, которые сразу же бросаются в глаза. Для верности, всё же, прокомментирую эти различия.

Анимация 4. Половые различия в морфологии человеческого тела

У мужчин резче обозначены костные выступы и рельеф мышц, плечи обычно значительно шире бёдер, шея более короткая и широкая.

Женская фигура отличается от мужской более широким тазом и узкими плечами, относительно меньшим размером кисти и стопы, меньшим размером лицевой части головы по сравнению с мозговой, меньшим развитием скул и челюстей.

Для женской фигуры характерны более тонкая талия и длинная шея. Верхний отдел грудной клетки у женщин уже, чем у мужчин и меньше расстояние между сосками грудных желёз. Грудная клетка у женщин короче, а живот длиннее, поясница изогнута больше вперёд, а ягодичные мышцы выступают сильнее назад. Вследствие большего накопления жировой ткани, живот у женщин более округлый, да и всё тело имеет своеобразные мягкие очертания.

Морфология человеческого тела имеет кроме половых ещё и возрастные различия.

Изменения в пропорциях и строении человеческого тела с возрастом заключаются, с одной стороны, в увеличении размеров тела и всех его частей, а с другой  в резком изменении соотношений между отдельными частями тела. За весь период роста голова увеличивается в высоту в два раза, туловище в три, руки  в четыре раза, ноги почти в пять раз, а шея в семь раз. Окружность грудной клетки увеличивается в три раза. По сравнению с верхней нижняя часть тела имеет большую тенденцию роста.

Для наглядности добавим в нашу группу манекенов ещё пару детских фигур. Следует отметить, что «детскость» фигур выражена, именно, специфическими пропорциональными соотношениями, а не ростом.

Анимация 5. Возрастные различия в морфологии человеческого тела

 

 Возможно, вы уже обратили внимание на то, что пропорции представленных фигур ближе к реальным, чем к идеальным. Для тех, кто пожелает изобразить или смоделировать человеческое тело с идеальными (на сегодняшний день) пропорциями, приведу в качестве примера или референса иллюстрации Эндрю Люмиса (Andrew Loomis).

Идеальные пропорции мужского тела

Рис. 1.  Идеальные пропорции мужского тела

Идеальные пропорции женского тела

 Рис. 2.  Идеальные пропорции женского тела

Идеальные пропорции для различных возрастов

Рис. 3 Идеальные пропорции для различных возрастов

Рано или поздно (особенно в 3d построениях),  у начинающего художника, не получившего ожидаемого «шедевра», возникает проблема доверия тем или иным референсам. Неудача, скорее всего, результат точного копирования «того, что  вижу», тем временем, как нужен был анализ того, что есть на самом деле. Нельзя слепо доверять, к примеру, фотографии из-за перспективных деформаций изображения тем более сильных, чем меньше фокусное расстояние объектива (шире угол обзора) камеры. В 3d редакторах можно поэкспериментировать с настройками виртуальной камеры с тем, чтобы исследовать влияние её параметров на итоговое изображение.

На иллюстрациях ниже я попробовал продемонстрировать на 3d модели скелета деформации, вносимые особенностями оптики камеры.

Деформации объекта, связанные с особенностями оптики камеры

Рис. 4. Деформации объекта, связанные с особенностями оптики камеры. Области выше и ниже точки зрения деформируются тем сильнее, чем дальше находятся от этой точки.


Деформации зависят и от расстояния. Чем ближе к камере, тем объект «крупнее»

Рис. 5. Деформации зависят и от расстояния. Чем ближе к камере, тем объект «крупнее»


Зависимость деформаций от фокусного расстояния камеры. Чем больше фокусное расстояние — тем меньше искажения

Рис. 6. Зависимость деформаций от фокусного расстояния камеры. Чем больше фокусное расстояние — тем меньше искажения

Работая с фото-референсами при 3d моделировании необходимо помнить о «подводных камнях», в них скрытых. Проверять соответствие модели образцу желательно, при необходимости, в окне "перспектива", а не в окнах ортагональных проекций …

Анимация 6. 3d модель при соответствии параметров камеры в 3d редакторе и на фото-референсе

Повторю ещё раз — референсы всего лишь справочные материалы, а строить изображение или 3d модель следует, руководствуясь знаниями и опытом, который есть не что иное, как результат многократного применения знаний на практике.


Продолжение следует...

GRANDIKOS


Grandikos Если Вам нравится сайт, а главное, статьи и обучающие материалы, на нём представленные... Вы можете стимулировать автора, бросив на его счёт любую "символическую" сумму, что, неизбежно, подвигнет его на дальнейшее проявление здорового альтруизма...
Кстати, если Вы, к тому же, вместе с "пожертвованием" оставите и комментарий, содержащий ВАШИ пожелания на будущее, то автор непременно учтёт их при планировании своей работы...


Счет на "Яндекс деньги": 41001131476679

Кошельки "WEB money":

Z148021440215
R515650544848


GRANDIKOS

2007—2017 © ТМИП | Все права защищены

К началу