Скелет и суставы - конечности
Главная Статьи и Медиа 3d анатомия человека Скелет и суставы - конечности
Скелет и суставы - конечности

Кинематика и форма конечностей человека

Зная кинематические основы движений и основные пропорциональные соотношения между частями тела человека, можно правильно «скомпоновать» и расположить объект нашего глубочайшего интереса в пространстве. Знание внешних анатомических особенностей костей и суставов поможет определиться с контрольными точками, по которым можно будет ориентироваться при дальнейших манипуляциях с объёмными формами...



 

Конечности наши, в частности руки, тоже, естественно, можно представить отдельными объектами. Надо только помнить о том, что передаточным звеном между торсом и руками являются кости плечевого пояса — ключицы и лопатки.

Рассмотрим реальную кинематику плечевого пояса.

 

Анимация 1. Движения в плечевом поясе

Следует обратить внимание и на то, что в силу анатомических особенностей плечевого сустава, рука может перемещаться без содействия ключицы и лопатки лишь в определенных пределах.

Следующим местом, где реальная кинематика сустава требует пристального внимания, является локтевой сустав, в котором соединяются и взаимодействуют плечевая, локтевая и лучевая кости.

Анимация 2. Движения в локтевом суставе

Как видите диапазон взаимодействия этих костей в районе локтя и предплечья довольно широк, но при внимательном рассмотрении сводится к, довольно-таки, простой кинематике. При движении «сгиб руки в локте» локтевая и лучевая кости вместе вращаются вокруг плечевой. При движениях в анатомии называемых «пронация» и «супинация», локтевая кость остаётся неподвижной, а лучевая вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг локтевой.

Анимация 3. "Пронация" и "супинация"

Анимация 4. "Вращение" лучевой кости вокруг локтевой в области кисти руки

Кисть руки в движениях «пронация» и «супинация» активно не участвует. По этой оси вращения она жестко связана с лучевой костью. Анимация ниже демонстрирует, как, примерно, кисть ведёт себя при вращении по другим осям.

Анимация 5. Движения кисти руки

Степень свободы суставов запястья настолько ограничена, что движением в них можно спокойно пренебречь. Пястные суставы более свободны, но диапазон их движения, тоже весьма невелик, за исключением, конечно, пястного сустава большого пальца. Именно за счет свободы движения в этом суставе, говорят, обезьяна превратилась в человека…

Анимация 6. Движения в пястном суставе большого пальца руки

Используя противопоставленный другим и относительно подвижный большой палец руки, мы можем выполнять не только простые «хватательно-удерживающие» движения, как на анимации ниже, но и гораздо более сложные, связанные с тонкой и точной работой.

Анимация 7. Простые «хватательные» движения

Первые фаланги остальных четырёх пальцев способны выполнять вращательные движения по двум осям. Другие фаланги всех пальцев, в том числе и большого, могут двигаться лишь с одной степенью свободы, выполняя только движения «сгибания» и «разгибания».

Анимация 8. Движения пальцев руки

Что касается нижних конечностей, то они «крепятся» непосредственно к тазу, и никаких «кинематических сюрпризов» не несут, хотя и имеют некоторые особенности в формообразовании. Кстати, раз уж мы заговорили о нижних конечностях, следует упомянуть и о таких важных с точки зрения гармонии и естественности поз человека понятиях как равновесие и центр тяжести.

Тело человека, как и любой другой материальный предмет, имеет центр тяжести. Об этом мы уже говорили ранее. Для сохранения тела в устойчивом положении необходимо, чтобы отвесная линия, условно проведённая из центра тяжести, падала на землю в пределах площади опоры.

Площадью опоры при положении «стоя», к примеру, является область, занятая подошвами ног плюс промежуток между ними. При движении человека центр его тяжести смещается в ту или иную сторону. Причём как бы он не смещался, наша условная отвесная линия должна оставаться в пределах площади опоры, иначе «бух» и всё…

Анимация 9. Движение в суставах ноги

В тазобедренном суставе, как в типичном «шаровом», диапазон движений широк и ограничен только особенностями анатомии. Коленный сустав работает на «сгибание», «разгибание», хотя в «согнутом» состоянии возможен и небольшой поворот берцовых костей.

Анимация 10. Движение в коленном и голеностопном суставах

Что касается голеностопного сустава, предплюсны, плюсны и фаланг пальцев ноги, то здесь наблюдается определённое соответствие таким же костям руки с, естественно, более скудной возможностью движения пальцами, из-за различного «назначения» верхних и нижних конечностей.

Анимация 11. Движения пальцев ноги

Итак, зная кинематические основы движений и основные пропорциональные соотношения между частями тела человека, можно правильно «скомпоновать» и расположить объект нашего глубочайшего интереса в пространстве. Знание внешних анатомических особенностей костей и суставов поможет определиться с контрольными точками, по которым можно будет ориентироваться при дальнейших манипуляциях с объёмными формами. Формы эти в силу своей изменчивости принесут нам ещё немало хлопот, но начало положено, господа, и самое время добавить к кинематике ещё и динамику, чтобы с упоением окунуться в гармонию функционирования костно-мышечной системы человека.

 

Продолжение следует...

GRANDIKOS


Grandikos Если Вам нравится сайт, а главное, статьи и обучающие материалы, на нём представленные... Вы можете стимулировать автора, бросив на его счёт любую "символическую" сумму, что, неизбежно, подвигнет его на дальнейшее проявление здорового альтруизма...
Кстати, если Вы, к тому же, вместе с "пожертвованием" оставите и комментарий, содержащий ВАШИ пожелания на будущее, то автор непременно учтёт их при планировании своей работы...


Счет на "Яндекс деньги": 41001131476679

Кошельки "WEB money":

Z148021440215
R515650544848


GRANDIKOS

2007—2017 © ТМИП | Все права защищены

К началу